13.09.2016

Запахло серьезным скандалом в Николаевском порту

8

Агрокорпорация попыталась бесплатно забрать у государства причалы в Николаевском порту. Вопрос решался с помощью местных коррупционеров и… американского посольства

В Администрации морских портов Украины (АМПУ) грядут большие перемены. Руководителю АМПУ Андрею Амелину выдвинуты обвинения в растрате 3,5 млн грн, функции исполняющего обязанности начал выполнять Юрий Наконечный. Смена руководства уже принесла свои плоды. Начали предаваться огласке схемы, позволявшие чиновникам вместе с партнерами из бизнеса зарабатывать сотни миллионов гривен на государственной собственности.

Запахло серьезным скандалом в Николаевском порту. Как выяснилось, здесь уже полгода как не действует украинское законодательство. Руководство порта в связке с обладминистрацией, прокуратурой и судами создало для операторов порта «внутренний офшор» – зону, в которой можно пользоваться государственным имуществом и ни копейки за это не платить. Одним из основных участников этой николаевской «безналоговой зоны» стала компания «Бунге Украина» – представитель международной корпорации Bunge Ltd («Бунге» в Николаеве работает через стивидорные компании «Гринтур-Экс» и «Новая европейская компания»).

Со стороны областной власти курировал схему бывший замглавы губернатора Николай Романчук – партнер почетного президента Николаевского порта Василия Капацыны по судостроительному заводу «Океан», директором которого Романчук был в прошлом. Сейчас, когда-то передовое предприятие находится на стадии банкротства, Капацына активно борется за его активы. Кредиторы «Океана» утверждают, что он планирует получить контроль над предприятием для своих будущих морехозяйственных проектов.

Многолетнее управление портом сделало Капацину совладельцем многих местных стивидорных компаний. Часть из них он продал, от некоторых продолжает получать дивиденды, помогая «решать вопросы» с государством. Не остались в стороне местная прокуратура и суды – работала круговая порука.

Николаевская «оффшорная республика» строилась на том, что стивидоры порта, по примеру «Бунге Украина», дружно отказались выполнять постановление Кабинета Министров и переходить с договоров сервитута на договоры о спецуслугах. Операторам показалось, что новая форма взаимоотношений с портом по доступу к причалам, нарушает их права. И, так как с 1 января АМПУ не может принимать средства по договорам сервитута, возвращая платежи обратно, стивидоры уже 6 месяцев не платят за пользование причалами и прилегающей к ним территорией!

Ни в «Южном», ни в Одесском порту, ни где-то еще такого беспредела почему-то не происходит. Но в Николаеве связка Капацина (от стивидоров) – Романчук (от губернатора и прокурора области) смогли «за долю малую» создать для операторов порта такие лакомые «тепличные условия», от которых те, видимо, не смогли отказаться.

В самом деле, бизнесу ведь ничего не грозило. За минувшие полгода АМПУ подала около полутора десятков исков о расторжении договоров сервитута, и не выиграла ни одного судебного процесса (сейчас большая часть дел находится в кассации).

«Коммуникатор» между стивидорами и судейскими кабинетами – заместитель начальника Николаевского порта Станислав Бибик, а «по совместительству» зять главы Николаевского хозяйственного суда Константина Василяки. Такса для стивидора за сопровождение судебного процесса от начала до финиша – порядка $100 тыс. Это намного меньше, чем оператор заплатит по договору о спецуслугах. Только «Бунге» уже сэкономила на этом 48 млн грн, в течение года экономия агрохолдинга на перевалке грузов составит около 100 млн грн. А в целом все «ушедшие в отказ» стивидоры снизят свои затраты на 400 млн грн. Так что в выигрыше оказываются все. Кроме государства, разумеется.

Стоит отметить, что сложившаяся в порту ситуация все это время ничуть не беспокоила владельца причалов – Фонд госимущества. Хотя «Бунге» при негласной поддержке «команды Романчука» решила не останавливаться на достигнутом и начала процесс «приватизации» причалов под вывеской долгосрочной аренды. В случае аренды платить за причалы придется в пять раз(!) меньше чем при заключении договора о спецуслугах. За год при передаче в аренду трех причалов, которые использует Bunge, государство потеряет более 36 млн грн! Подчиненные Игоря Билоуса не видеть этой простейшей арифметики не могли, но почему-то молчали. И, похоже, это молчание было неплохо оплачено.

Существование «офшорной республики» оказалось под угрозой после ареста Романчука в начале лета. В течение июня своих постов лишились губернатор Вадим Мериков и прокурор области Вячеслав Кривовяз. Потом в порт назначили нового начальника администрации Александра Демьяненко – креатуру Юрия Наконечного. Демьяненко оказался «не в схеме», и сразу попал под пресс критики местных СМИ, организованной портовой мафией. В Николаеве еще надеялись на сохранение «республики», и были возмущены, что министр Владимир Омелян не согласовал кандидатуру Демьяненко с уважаемой «местной общественностью». По отзывам сотрудников порта, Василий Николаевич не сдерживал себя в выражения по поводу молодого и «зеленого» министра Омеляна, «далекого от понимания работы отрасли».

7

Приход на должность Юрия Наконечного лишил «схемщиков» последней поддержки в рядах чиновников. Наконечный – единственный в руководстве АМПУ, кто по примеру коллег не сбежал с «тонущего корабля». По словам участников рынка, глубоко знающих ситуацию в отрасли, он принципиально держался в стороне от «серых схем», и бояться ему нечего.

Ощутив смену «направления ветра», Капацина неожиданно публично полностью поддержал новое руководство Николаевского порта, возмущаясь наглостью портовых операторов, которые через суды уходят от оплаты за услугу обеспечения доступа к причалам. По его словам, передача причалов в аренду (чего добивается через суды «Бунге») лишит порт львиной доли доходов, что больно ударит по трудовому коллективу, и такое решение никогда не будет поддержано на уровне профсоюза.

Мало того, Василий Николаевич сумел подобрать к новому министру ключики, договорившись, что в кресло директора ГП «Николаевский морской торговый порт» сядет все-таки его человек. Так и произошло – комиссия Мининфраструктуры на прозрачном конкурсе выбрала «новым-старым» руководителем Сергея Колтыпина, который ранее уже занимал эту должность и полностью подконтролен Капацине. Как утверждают, наши источники решение комиссии МИУ обошлось Василию Николаевичу очень не дешево. Но такие уж «тарифы» у молодых реформаторов.

Впрочем, «Бунге» решила идти до конца, даже несмотря на переход Капацины в лагерь противника. У компании остается серьезная «крыша» в Киеве. Как только чиновники Мининфраструктуры пытались проявить инициативу и разобраться с вакханалией в Николаевском порту, их оперативно вызывали на ковер к американскому послу, где доходчиво пояснили, что не стоит «давить» на иностранных инвесторов. Будет ли посольство и дальше «крышевать» стивидоров, работающих с агрохолдингом? Хватит ли министру Владимиру Омеляну принципиальности, чтобы совместно с Генпрокуратурой навести в порту порядок? Продолжит ли глава Фонд госимущества Игорь Билоус прятать голову в песок, когда у него отбирают причалы, которые могут приносить в казну государства немалый доход? Понятно, что причалы в Николаевском порту это не приватизация Одесского припортового, показательно проваленная. И, тем не менее, скандал невольно ставит вопрос либо о коррупции, либо о некомпетентности руководства ФГИ.

Руслан Якушев

Читайте также: Сільським головам всієї країни треба об’єднатися — заради порятунку села

Источник: Антикор

Залишити відповідь